Сила Крещенской воды в литрах не измеряется!

Перейти вниз

Сила Крещенской воды в литрах не измеряется!

Сообщение автор marina в Чт Янв 20 2011, 16:26

15.01.2010
Если спросить у священников, какой день в году у них самый трудный, большинство, не раздумывая, скажет: «Крещение Господне». В этот день храмы осаждают тысячи людей с бутылками и канистрами. Большинство из них, к сожалению, вспоминают о храме только в этот день, и чего только не услышишь в очереди за Крещенской водой!

Сразу оговоримся, что этот материал адресован не тем, кто постоянно ходит в храмы, знаком с церковной жизнью. Скорее, он призван помочь многим из них аргументированно ответить на вопросы менее воцерковленных или совсем невоцерковленных коллег, родственников, знакомых. «Простые вопросы» из разряда тех, что часто можно услышать, мы задали клирику Духосошественского собора города Саратова, преподавателю литургики Саратовской православной духовной семинарии протодиакону Михаилу Беликову.




— В чем особая сила Крещенской воды?

— Благодатные свойства Крещенской, или Богоявленской, воды описываются в чине Великого освящения. Из этого чина следует, что для верующих людей святая вода становится «благодатию избавления, источником нетления, даром освящения, разрешением грехов, исцелением недугов, всегубительством демонов, сопротивным силам неприступной и ангельской крепости исполненной». Отсюда видны великое значение и великая благодатная сила Богоявленской воды, поэтому она и называется великой Агиасмой — великой святыней.

— ...И почему на праздник Крещения воду освящают дважды — 18 и 19 января?...

— ...Великое освящение совершается утром после Божественной литургии 18 января и 19 января в память Крещения Господа на Иордане. Обряд Великого водоосвящения возник от древнего обычая крестить накануне Богоявления оглашенных. Сама молитва Богоявленского водоосвящения взята из обряда Крещения и является ее позднейшей переработкой. Потому обряд великого водоосвящения совершался до ХI–XII веков накануне праздника, а не в сам день Богоявления. Затем, когда в восточных церквах распространился Иерусалимский устав богослужения, воду стали святить в соответствии с Иерусалимскими обычаями, дважды — в Крещенский Сочельник и в сам день Богоявления, так как в Иерусалиме с древних времен в праздник освящали воду на Иордане на месте Крещения Господа.

В отношении «большей или меньшей благодати» святой воды можно еще сказать, что сила и действенность благодатных средств освящения, которые предлагает нам Святая Церковь, зависят не от того, что одна святыня «сильнее» или «слабее» другой, а от силы нашей веры, преданности и любви к Богу. Кто имеет веру слабую, не живет по заповедям Божиим, не имеет любви к Нему, не желает следовать по пути христианского благочестия — для того и средства, подаваемые Церковью для укрепления на этом пути, будут бесполезны и бездейственны. А если человек имеет великую веру и великую любовь к Богу, то даже сказанные от сердца несколько слов могут привести его к вечной жизни, как привели в Царство Небесное благоразумного разбойника, который был распят в один день со Спасителем. Каждая святыня преподается Церковью в свое время и со своей определенной целью и способствует нашему духовному возрастанию в меру нашей веры и любви к Богу...

— Правда ли, что можно не ходить в храм, а в 12 часов ночи с 18 на 19 января набрать «святую» воду из любого источника или даже из-под крана?

— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассказать одну историю — случай из практики. Одна супружеская пара пришла в храм и попросила священника освятить квартиру. Тот в назначенное время пришел и начал чин освящения. Через некоторое время он обнаружил, что находится в комнате один. Он прошел в соседнюю комнату и увидел, что хозяева сидят и смотрят телевизор. С точки зрения потребительской идеологии, которую, к сожалению, многие люди распространяют и на Церковь, и на церковную жизнь, поступок этих людей логичен: деньги оплачены — услуга оказана, утруждать себя совершенно не нужно. То же самое видим и здесь: открыл в 12 часов ночи кран, набрал воды, и не нужно прилагать никаких духовных усилий. Но разве этого «комфорта» ждет от нас Спаситель? Для того ли был установлен Им и святыми апостолами праздник Богоявления? Он установлен, прежде всего, для того, чтобы мы могли действительно приобщиться к благодати, открывшейся в этот день две тысячи лет назад на Иордане, раскрыть свою душу и сердце в богослужении, соединиться в Таинстве Причащения с Господом, открывшим в Своем Крещении тайну Святой Троицы и положившим начало нашего спасения. Только в этом случае мы сможем получить тот дар освящения, которое подается нам и через святую воду. Его нельзя получить, сидя в этот день дома, на диване, перед телевизором.

— Обязательно ли на праздник Крещения купаться в проруби, а если не купаться, не обернется ли это несчастьем?

— Еще одно грубое суеверие, связанное с этим праздником. На Востоке действительно существует такой обычай, основанный на примере палестинских паломников, купающихся в Иордане во всякое время. На Востоке это безопасно для богомольцев, поскольку там не бывает таких морозов, как у нас. У нас же купаться в проруби на Крещение — значит требовать от Бога чуда и пренебрегать своей жизнью и здоровьем, что граничит с грехом, и Святая Церковь никогда не поощряла этого обычая. Во всяком случае, он не является обязательным и желательным с церковной точки зрения.

В Древней Руси на Крещение купались те, кто занимался на святках гаданием, ряжением, суеверно приписывая такому купанию способность очищения от этих грехов. Во что превращаются крещенские купания в наше время, стыдно и говорить: толпа пьяной молодежи, мат, курево, спиртное… Верующему человеку там делать нечего.

— Можно ли пить крещенскую воду вместо лекарств, обливаться ею в душе, добавлять в ванну?

— Крещенская вода — святыня, предназначенная, прежде всего, для освящения души. Это не гель для ванной и не аптекарское лекарство. Для излечения недугов святая вода вкушается, отнюдь не отменяя лекарства, назначенные врачом. Как сказано в Священном Писании: Сын мой, в болезни твоей молись Господу… и Он исцелит тебя, оставь греховную жизнь… и от всякого греха очисти сердце… и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен (Сир. 38, 10–12). Потому не стоит пить крещенскую воду вместо лекарств.

— Что делать с водой, сохранившейся с прошлого Крещения?

— Ее нужно испить или же употребить с благочестивой целью, например, омыть ею иконы, окропить дом. Просто выливать ее нежелательно.


Павлодарское благочиние

_________________
Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. (Иоан.15:16)
avatar
marina
Модератор

Сообщения : 48
Дата регистрации : 2010-12-09
Возраст : 37
Откуда : Алтайский край

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения