Высказывания и наставления святителя Феофана затворника

Перейти вниз

Высказывания и наставления святителя Феофана затворника

Сообщение автор Денис в Пн Дек 06 2010, 01:46





"Жизнь среди неверов - мученический подвиг"



НОЧНОЕ ОСКВЕРНЕНИЕ

"Относительно ночных осквернений нельзя одного правила держаться, потому что разные бывают тут обстоятельства. Бывает истечение влаги совсем неосознаваемое... а иное бывает сознанием, но без всякого похотения телесного и душевного, и даже с сопротивлением ему во сне. Эти два случая ни к чему не полагают препоны… ни даже к принятию Тайн и служению литургии. Довольно сокрушиться сердечно и сказать духовнику. Но когда при сем бывают срамные мечтания с вожделением, согласием и желанием, тогда исповедав сие духовнику, лучше воздерживаться и от того, о чем вы сказали, и от всего другого, требующего особенной чистоты, пока испарится все скверное из души и тела. Впрочем, духовник, смотря по лицу, может все разрешить, ибо и крайняя нужда бывает."




ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ПРИЧАСТИЯ

Вы спрашиваете относительно отлучения от святого причастия. Мне кажется, что коль скоро исповедующийся являет сокрушение и полагает нелицемерное намерение воздерживаться от греха, подвергающего сему отлучению, то этого можно не делать не по поблажке, а из опасения, как бы от сего хуже не было. В первые времена причащались часто... и тогда отлучение длилось недели, месяцы, редко годы... А теперь причащаются большей частью один раз в год... и отлучение будет длительно. Где возьмет силы кающийся и ищущий исправления?! И будет отлучение — предание его в когти врага. Потому полагаю, что лучше ограничиваться наложением епитимий, только с осмотрительностью и применительно к делу. Опыт научит.




ПАДЕНИЕ

Что оно есть. Его признаки
Спрашиваете, что же есть падение? — Падение есть делом совершение худого, богопротивного при сознании худости и богопротивности того и при прещении совести.
Падение причиняет акт греховный. Акт бывает греховен, когда есть произвольное соизволение на дурное. Грешны мысли, когда произвольно дают им место в душе. Но когда мысли лезут сами, душа же их не хочет и противится им, тут нет греха, а борьба добрая.
Чувство грешно, когда соизволяют на него, удерживают и разжигают его, а когда оно невольно врывается в душу, душа не хочет его и напрягается вытеснить его, тут нет греха, а борьба добрая. Бывает, что вместе с чувством возникает и сочувствие вдруг; душа же, как только заметит, вооружается против него, тут нет греха. Грешно сочувствие, когда попускается ему царить в душе, зная, что оно дурно.
Грешное дело так идет: мысль, чувство и сочувствие, соизволение, решение или избрание и — дело. Кто прогонит мысль, чист остается. С чувства и сочувствия начинается грешность по мере соизволения. Где нет соизволения, там нет греха.
В моих словах «охлаждение» — понятно, что есть? Оно бывает невольно, но бывает и от произвольных дел... от внешних развлечений, беспорядочных разговоров, сытости, излишнего сна... и многого другого... Тут есть виновность.
Нехорошие движения в теле, пока нет соуслаждения и соизволения, безгрешны. Соуслаждение и соизволение делает их грешными.
Неустойка против страстей разумеется, когда не отбивают их, а дозволяют им войти в сердце и буйство там производить. По сим признакам осуждайте или обезвиняйте свои: гнев, злобу, самомнение, резкие сердитые речи, осуждение других, превозношение, нерадение о Боге и равнодушие к духовному, эгоизм — все это большие грешные акты, но грешными бывают от соизволения на них. Стойте у двери сердца, а как только заметите что-либо из худого прорвавшимся внутрь или подступающим, гоните безжалостно... и избудите от греха. Способ к сему — внимание к себе при внимании к Богу. Если будете так держать себя, избавитесь от грехов мысли и чувства.




ПИЩА

Мера вкушения
О пище... Положите законом — выходить из-за стола немного голодным. Злая раба — плоть будет чувствовать, что над нею есть властная рука... И что винопитие прекращено, прекрасно... Это самое лучшее пособие к тому, чтобы было тело всегда бодро, трезвенно и свежо. Великое есть сие дело!




ПОМИНОВЕНИЕ ИНОВЕРЦЕВ

Можно ли их поминать ?

Святая Церковь не знает иноверцев и не поминает их, но, пока они живы, молится обще об обращении их. У иноверцев свои поминатели есть. Туда пусть обращается хотящий их поминать. Частные лица, родные, приятели могут у себя молиться о них, творя это, как дело любви, и опираясь на что-либо достойное в поминаемых.




ПОМЫСЛЫ

При каких условиях они бывают вменяемы нам

Здесь я скажу вам только немного о помыслах. Когда дела грешные прекращены, борьба переходит внутрь, в сердце... Главное тут — помыслы; за помыслами тянутся сочувствия; за сими -пожелания; за этими — склонения на дела, согласия, решения... Сими последними совершается внутренний грех. Из сих внутренних движений не все грешны. Грешность начинается, где видно произволение. Помыслы не грешны, когда человек сам не возбуждает их и возбудившихся не по воле его не удерживает. Тут есть нечистота греховная. Но когда к сему прилежит сочувствие и услаждение, сласть похотная не отгоняемая, а удерживаемая, тут полгреха есть внутреннего; если кто сам и удерживает сию страсть и разжигает, тут уж вся душа в блудном состоянии. Настоящий внутренний грех есть склонение, согласие и решение. Помыслы надо гнать, не удерживать их произвольно. Сочувствие или сласть, как только покажется, подавлять надо всеми силами... Тут главный пункт внутренней брани.
Вопрос: как? — решается следующим образом: сойди вниманием в сердце, стань там пред Господом и не допускай туда ничего греховного. В этом все дело внутренней брани.




ПОСТ

1. Молочное питание в посту. Кому оно разрешается?

Спрашиваете — о молоко питании. Никакого нет греха употреблять в пост, когда того требует состояние здоровья. Даже и бульон можно употреблять.

2. Размеры поста для взрослых и детей

Пост в среду и пяток — достаточно. Прибавлять к сему еще что-либо не настоит нужды. Налегайте больше на упорядочение мыслей и чувств. Тело достаточно держать в воздержании. Пощение детей, если здоровье не позволяет, не обязательно. Но очень жаль, что, привыкши с мальства, потом уж они не наладят на пост.




ПРАВДА

Она — предшественница Царства Божия

Правда, о коей спрашиваете, ничего более не означает, кроме того, что значит правда, — праведную жизнь, чистую и святую, без коей никто не узрит Царствия Божия. Царствие Божие позади, а спереди его — правда. Надо прежде правдою завладеть, а потом уж Царствие Божие само собою попадет в руки.



ПРЕЛЬЩЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ

Справедлива также боязнь прельщения... Бывает мысленная прелесть — это самомнение; бывает внешняя — это светы, звуки, фигуры какие-нибудь. Плюйте на все сие... Вражье есть. Бес явился к одному, и ну кричать: «Христос идет, Христос идет!» Тот сказал ему: «Убирайся, прелесть лукавая, не пойдет ко мне Христос, ибо я крайне грешен». И бес исчез.




РУКОВОДСТВО К ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

1. Внешнее поведение

Тело надо держать постоянно в струнку, как солдат на параде, никак не позволяя себе распускать членов не только при хождении и сидении, но и при стоянии и лежании.


2. Дела

Дела все — и большие и малые — делать так, как бы око Божие смотрело, как что делается.


3. Приходящие

Всякого приходящего или всякого встреча¬емого надо принимать, как посланца Божия. Первый вопрос будет у тебя внутри: что хочет Господь, чтобы я сделал с этим или для этого лица? Всех принимать как образ Божий, с почтением, и желать сделать добро ему.

4. Пища

В принятии пищи — немного оскудить питание, равно и у сна отнимать кое-что. Как и что, сами смотрите.


5. Свобода в действовании
Не нужно вязать себя, а свободно действовать, иногда так, иногда иначе; одно имея в виду — плоти угодия не творить и ни в чем не самоугодничать. И спать или бодрствовать разно можно, имея одну меру — не засыпаться крепко.

6. Слезы внешние и внутренние
Вам дал Бог слезы. Это добре! Но временные слезы — не все еще. Надо чтобы постоянные были. Есть слезы в сердце, которые лучше текущих из глаз... Из глаз текущие питают червь тщеславия, а те — сердечные — Богу единому ведомы. На людях лучше удерживать слезы, оставаясь с сердечным сокрушением.
Читайте Варсонофия и Иоанна. Там определены все случайности, и можно находить указание на все, в чем ни окажется нужда.

7. Благие мысли во время размышлений или при поклонах

Извольте содержать в мысли, что учитель всякому добру есть один Господь, Спаситель наш. В час размышления или при поклонах внезапно появляться будут мысли спасительные, или руководительные, или пояснительные, — надо их замечать и записывать. Если будете предавать себя Господу вседушно, то Он Сам преподаст или чрез Ангела хранителя всю науку христианскую.

8. Развитие молитвенного духа

Выучите несколько псалмов на память таких, которые больше по сердцу. И потом во время поклонов можете читать их и из каждого стиха составлять свою ко Господу молитву. Мне сказывал это один человек, который начинал с начала утрени «Помилуй мя, Боже», и не успевал кончить ее до конца утрени. Этот способ больше всякого другого развивает дух молитвенный.
Безжалостность к себе, готовность на всякую услугу другим и предание себя всецело Господу с молитвенным в Нем пребыванием — се производители жизни духовной.




СВОБОДА

Свобода человеческая и благодать Божия. Их взаимосвязь в деле добра
Все доброе созидается в нас взаимодействием свободы и благодати. Обще это так выражается: начни трудиться над чем-нибудь и трудись... Увидит Бог, что искренно желаешь искомого, и даст то... Хочешь приобрести молитву, трудись в молитве... и Господь даст молитву... Хочешь избавиться от гневливости — трудись над сим... и Бог, видя твое усердие, даст тебе безгневие... Человек сам собою ничего не созиждет в себе доброго, если не придет благодать; а благодать не дает ничего человеку, если человек сам не трудится... Заучите сей пунктик.



СНЫ

Можно ли им верить
Вы спрашиваете, можно ли верить снам?
Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то по сбытии благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте по пробуждении душу свою и память. Самое хорошее к тому средство — молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории. Печатлейте тогда посильнее эти события в голове и глаз умственных с них не спускайте. Держите на них все внимание. Дурные мысли тотчас начнут ослабевать и уйдут.




СУЕТНОСТЬ

Как отличать суетность от обычных дел

Начали говеть, но от суетности освободиться не в силах... В пример же приводите то, что многие приходят по делам, требуемым вашею службою. Дела службы — не суетность — это Божий дела. Только делайте их всегда для Бога, а не для чего другого. Равно и по семейной жизни на вас лежит долг... Исполнять его не есть суетность. Только совершайте такие дела по сознанию, что волю Божию исполняете. Суетность — дела по удовлетворению страстей, также ненужные и бесполезные. Расчислите и отделите в жизни своей суетность от несуетности и увидите, что и среди них можно поминутно волю Божию творить. Прибавьте: творить их во славу Божию. Вот и будете святой, или святости ищущей.




СХИМА

Что она означает

В последнем письме у вас речь о серьезном деле — о схиме. Можно и шутя посхимиться и — тут нечего задумываться. А если взять на себя схиму, как следует, то не оберешься, сколько найдет думаний. Вот этими-то думаниями вам и следует наполнять голову, когда дошел до вас слух, будто вас хотят посхимить. Первая мысль: хотят другие, не вы сами. Стало, не ваша потребность имеется в виду, а что-то помимо вас. Пусть эти другие — начальственные лица, но в таком важном деле, как схима, и они не должны действовать по одной своей воле, а должны поиметь во внимании и тех, коих хотят посхимить. И вас они должны спросить, если хотят сделать дело по Богу. Вот вам и вторая дума: что сказать, когда спросят? И думайте об этом. Вы спрашиваете меня, как вам быть. Я ничего не могу сказать решительного. Сами решайте. Схима указывает, что носящий ее мертв, или есть мертвец, но живой. Мертв для сей жизни, а живет другой жизнью. На схиме множество крестов. Это значит, что схимник распят, висит на кресте и пошевельнуться не может. Если у вас это самораспятие есть, или вы усердно желаете его и готовы для него на все, то это будет свидетельствовать, что вы готовы для схимы. Этим и решите вопрос. Но если вы не распяты еще и желание ваше распять себя двоится, ... то лучше повременить осхимливаться. Время терпит... Вы не стары... Но вот как можно повернуть дело. Самораспятие — внутреннее дело. Внешнее указание на него схимою будь не будь, все равно. Оно ничего не прибавит к внутреннему. Но вот что может случиться: показание самораспятия будет, а самого самораспятия не будет. Что же будет в таком случае посхимление?!! Комедия — на смех. Люди, может быть, не посмеются, и Ангелы не станут смеяться, а скорее плакать. Смех подымут одни бесы, и такой, что если бы наш слух открылся для услышания сего, то все мы пооглохли бы. Конечно, отсутствующее самораспятие во время схимления можно потом подогнать, да кто знает, что будет потом? Нет, гораздо надежнее прежде распяться, а потом посхимиться. Можно удовольствоваться и начатками самораспятия, с твердою волею неотложно продолжать его и доводить до зрелости. В таком случае будет предлежать труд так обставить себя, чтобы соприкосновенности ваши не мешали созрению вашего самораспятия.




ТАНЦЫ

Оценка их

Танцевали... Небо не обрушилось на вас?! Стало быть, это терпимо в каком-либо смысле. Но что вы приложили к сему относительно прав молодости, не знаю, может ли то твердо стоять. Молодость может ли сказать смерти: не подходи? А она может прийти во время танцев и... все решить... ибо она все решает... Душа явится с танцев на тот свет. — Кто там? — спросят. — Танцорка! Ну ее вот туда бросьте.
Вы меряете юность юностью... Так нельзя. Надо мерить все последней целью. Зачем живем? — Чтобы приготовиться к жизни вечной... Как вместите вы сюда танцы и многое другое?!
Бывать в обществе хорошо. Тут наука самопо¬знания... Но все же выбор надо делать... То общество, где вы бываете, хорошо, как вы пишете... И слава Богу.



ТЕСНЫЙ ПУТЬ

Почему он необходим нам? Отношение к нему верующих и неверующих

Узкий путь нам не нравится... Подавай нам широту и простор. Не слышит разве Господь воплей сих? Слышит, но переменить домостроительство жизни нашей не хочет, потому что это было бы не к добру нам. Так устроилось положение наше, что только теснота держит нас в настоящем строе... Как только вступим в широту, расплываемся и гибнем. Вот и царит на земле теснота как наилучшая для нас обстановка. Апостольский ум видит вообще в тесноте и в особых стеснительных случаях отеческую к нам любовь Божию и о тех, кои в тесноте, судит как о близких к Богу сынах. Нынешние умники не вмещают словесе сего и тем погружают себя в непроглядный мрак, простертый будто над жизнию нашею земною. Отсюда туга, уныние, нечаяние, томление и самоубийство. Исходная точка их омрачения та, что наша последняя цель будто на земле... Но она не на земле. На земле — начало жизни, приготовительный ее период, а настоящая жизнь начнется по смерти... И особенный, исключительный способ приготовления — благодушное терпение теснот, лишений и скорбей. Кто взглянет или будет смотреть на земную жизнь такими глазами, тот не станет убиваться, не видя в своей жизни широты и простора... а возревнует об одном: как сделать, чтобы теснота принесла наилучший плод, вкушение которого отсрочивается до будущей жизни. Изобретатели мрачного смотрения на жизнь настоящую — суть буддисты... От будды... У нас распространяет его в настоящее время белогорячечный Л. Толстой — безумец из безумцев... Это настоящий конец, в который упираются опирающиеся на одном своем личном постижении истины... Истина Божия о жизни пребывает на земле во всех верах и у всех народов. Неверующие — выродки... несчастнейшие из несчастных!..




УЕДИНЕНИЕ В МИРСКОЙ ОБСТАНОВКЕ

Позыв к уединению указывает на хорошее в вас сердечное настроение, но удовлетворять его можете каждый день. Как только имеете свободу от дел, уклоняйтесь в свою комнату... и старайтесь быть с единым Господом, сходите умом в сердце и там стойте пред лицом Господа, славословя Его, благодаря и прося у Него благопотребных благ духовных. Делая так, навыкнете, будете ходить пред Господом... Вот и уединение, а что вы загадываете удалиться в глушь... это вам дело не подходящее.




УМЕРШИЕ В СЕКТАНТСТВЕ ИЛИ НЕВЕРИИ

Можно ли о них молиться?

Спрашиваете, как поминать умерших в сектантстве родителей ваших.
В своей частной молитве поминайте их и молитесь о них, обращаясь к беспредельной милости Божией, и ей предавайте их участь. В церкви же нечего их поминать. Церковь молится о чадах своих, да сохраняют веру свою и преспевают в ней, о сущих же вне Церкви молится — обратить их к вере и присоединить к Церкви. Как обращение сие должно совершиться здесь, на земле, то и сила молитвы сей ограничивается пребыванием на земле тех, о коих идет молитва. Церковь есть живой союз всех верующих, кои все, сочетаваясь воедино под единой главой — Христом Господом, составляют единое тело. Составляют ее верующие, живые и умершие. Неверующие — живые и умершие — суть вне ее и вне Господа Спасителя — главы ее. Здешние неверующие призываются и, если воспользуются этим здесь и внидут в Церковь, то и там таковыми же будут, то есть чадами Церкви. Спаситель говорит: иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет. И еще: кто не крестится водою и Духом, не внидет в Царствие Божие..., а это на земле должно совершиться. И еще: на небе разрешенным явится только то, что разрешено на земле. Были такие опыты, что когда кто из достойных Царствия умирал с каким-либо грехом неразрешенным, то Господь присуждал ему возвратиться на землю для окончания недоконченного. Умирающие вне веры и Церкви похожи на самоубийц... О самоубийцах Церковь не молится, ибо они умирают в смертном грехе неразрешенном, не очищенном покаянием... Горько это слышать любви вашей о родителях своих, но к ним можно приложить, что положено о младенцах, умерших без крещения. Последние предаются беспредельному милосердию Божию. И вы предайте Богу участь родителей своих и молитесь о них в своей частной молитве сотворить с ними по сему милосердию и по вере вашей в сие милосердие.



УНЫНИЕ

Причины его появления

Бог все независимо по Своему всеблагому и премудрому благоволению к нам строит. Говорите, что нашли тут (на Выше) покой. Да усугубит, углубит его в вас Господь! Что теперь бывает уныние — это от немощи телесной. Непрестающее неможение производит иной раз чувство оставления всеми, отсюда пожаление себя и это жалостное чувство, которое кажется унынием или сопровождает его.
Бог никого не оставляет. У Него все дети. Нет пасынков. И тяжелейшие случайности и состояния — все на добро нам направляется. Если бы вы могли узреть это, не было бы ни в чем тяготы. Но вы, кажется «узрели это» — порешили всего себя и все свое предать на волю Божию. Помоги вам, Господи, пребывать так. И когда тягота одолевать начнет, вызывайте сие чувство и утвердите его посреде между вами и тяготою, и чувство сей последней или утишится, или совсем исчезнет. Уповающаго на Бога милость обыдет. Упование не посрамит... Пойте: «Заступнице усердная...», «Блажим Тя вси роди...», «Тебе необоримую стену...»




УСОПШИЕ

Надо ли скорбеть или горевать о них?
Я не умею горевать об отходящих, когда уверен, что они отходят к Господу. Как горевать о них, когда они радуются? Если они видят нас (а точно видят), то как им неприятно видеть наши слезы! Сказать бы, что плачем о себе, что их теряем, и это неладно. Ибо они не перестают быть близкими к нам и добро делать нам, только невидимо вместо видимого... Они еще ближе становятся к нам. Ибо видимое бытие разделяется пространством, а невидимое сокращает разделение, так что вспомни о Владыке (только сердечно — живою памятью), Он тут и есть... Понимая так дело, я никогда не плачу и не горюю об умерших... Это со времени смерти батюшки и матушки. Они умерли через две недели друг от друга... Когда узнал об этом, какое налегло тяжелое и мрачное облако! Но в тот же момент пришли мысли не мрачные и всю тьму разогнали... Утешился, и ни слезинки... Я верую, что это мне внушил Ангел хранитель. С тех пор я делюсь этою верою со всеми.
Господь ведает, что творит. Но как веруем, что все творимое им направляется к нашему душевному спасению, то хоть и нельзя не скорбеть, подвергаясь прискорбностям, но не можем не почерпать утешения в вере в такую милостивость к нам Господа нашего и тем заливать огонь скорби.
Раб Божий Н., мертвый телом, жив духом, коим и сопребывает с вами. Представляйте его не в могиле, а в лучшем месте и в лучшем виде, чем обычно видали его. И это не даст широко разлиться скорби.




УСПЕХ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

Почему нам не дано замечать его в самих себе? Польза от неведения. Каков закон духовной жизни
Успевает ли кто в жизни и насколько успевает, этого заметить не дается, потому что иначе всякий сам съедал бы себя с глаз. Неведение этого держит себя в страхе и постоянно подновляет ревность, уверяя, что ничего еще не сделано и что, следовательно, надо снова начинать.
Снова начинать — таков закон духовной жизни... Каждый день надо считать первым днем жизни в страхе Божием, заднее все забывая, кроме грехов, о коих всегда надо каяться.
Трудности пути, препятствия, расслабление, уныние — все это случайности, которые приходят и отходят. На них нечего обращать внимание. Надо им противопоставлять убеждение, что цель впереди верна и что средства, кои нам даны, надежно ведут к ней. От этого все тревоги будут отходить, исполняя душу благонадежием.




ХУЛЬНЫЕ ПОМЫСЛЫ

Как бороться с ними?

Относительно хульных помыслов надобно жалеть и каяться пред Господом, но не падать духом и не думать, что от этого пагуба. Как вы не хотите таких помыслов, отвращаетесь от них, то Бог и не гневается на вас. Помыслы не от вас, а враг всевает. И вина на нем. Читайте у святого Димитрия Ростовского об этом статью в первом томе его творений. Богу молитесь на врага, чтоб отогнал. Почаще сказывайте духовнику. И враг отбежит. Он пристает с такими докуками, когда увидит, что душа робеет. А когда увидит, что душа мужественна и понимает его козни, тотчас отстает.




ЧУВСТВО ПРАВЕДНОСТИ И ЧУВСТВО ГРЕХОВНОСТИ

Первое опасное, второе благодатное

Всего более надо опасаться уклонения в праведность. Как только начнете уклоняться в нее, знайте, что криво шагать начали. Берите тогда себя за ноги и тащите немилосердно опять в грешность. Разумеется чувство праведности и чувство грешности.
Господь того только принимает, кто приходит в чувстве грешности. От того же, кто приходит к Нему в чувстве праведности, Он отвращается. Он и пришел грешников спасать, а не праведников. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Самая злая вещь — сытость. Сыт, ну и развалился, и пыхтит. Духовно так бывает. Движениям молитвы никогда не поперечьте и ничего ей не предпочитайте; напротив, всегда готовы будьте все ей принести в жертву. Ибо она — царица. И ее точка опоры — есть дух сокрушен.
Некто имел обычай спрашивать: ты, идя на молитву, пенсию идешь получать или милостыню просить? Очень вразумительный вопрос.




ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ

Почему некоторые иконы бывают чудотвор¬ными? — Потому что Богу так угодно. Чудотворение ни от кого, кроме Бога, не бывает. Сила тут не в иконах и не в людях прибегающих, а в Божией милости... Как Владыка всего, Бог всякую вещь может обратить в орудие Своей милости.




ЦЕРКОВНАЯ МОЛИТВА ИЛИ МОЛИТВА В ЦЕРКВИ

В церкви хорошо молитесь и не замечаете, как служба идет. Се добре! Если можете, бывайте сколько можно чаще в церкви. Она — дом Божий истинный... хоть сложена из кирпичей с известью. Сердце чует, что оно в доме Отца, и сладко ему... Для воспитания молитвы лучше всего ходить в церковь. Дома леность одолевает, а там лености нет места, ибо что же иначе делать, как не молиться.




ЦЕРКОВНАЯ СЛУЖБА

Ее полезность для раскрытия умно-сердечной молитвы

Надо службы церковные все выстаивать. И я тебе скажу, что нет лучшего способа к раскрытию умно-сердечной молитвы, как бывать в церкви, на церковных службах. В службах церковных дух молитвенный. Кто простоит службу со вниманием ко всему читаемому и поемому, тот не может не согреться в молитвенном настроении. Если ныне так, завтра и послезавтра и так далее, то, наконец, загорится молитвенный огонек в сердце. Но когда это Бог даст, тогда ты будешь бежать в церковь, как на пир царский, и ничто тебя не удержит, только внимать старайся церковным пениям и чтениям, а без внимания ничего не будет.
Поклоны неотложно должны быть при Иисусовой молитве, и чем больше, тем лучше. Почаще становись на поклоны и твори их сколько хочешь с молитвою Иисусовой. Утром и вечером побольше их клади.




ЯЗЫК

Великое дело — обуздать его

Вы жалуетесь, чувствуя, что ослабели духом, нет достаточного трезвения, самообладания и самопринуждения. Вы слишком требовательны. Только что вырвались из омута П. и хотите, чтоб душа ваша обладала такими сильными орудиями жизни по Богу. Понемножку все восстановится.
Заметили?.. Теперь начинайте понемногу восстановлять падшее.
Язык?! Нет зловреднее вещи под небесем. Желательно бы так устроить, чтобы за каждую с его стороны непозволительность что-нибудь его укалывало... (хоть бы булавка). Тогда бы он посмирнее был, а то как машинка, что песенки поет, ... как завели и пустили, и... пошла тили-ликать.
Покойный митрополит Исидор обладал даром — ныне такой приобрел навык, что язык у него всегда был на привязи...



Последний раз редактировалось: Palatinus (Пт Дек 24 2010, 13:47), всего редактировалось 9 раз(а)

_________________
"Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое"
(Втор.30:19)
avatar
Денис
Admin

Сообщения : 62
Дата регистрации : 2010-12-05
Возраст : 37
Откуда : Святая Русь

http://palatinus.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Высказывания и наставления святителя Феофана затворника

Сообщение автор Вячеслав в Сб Дек 18 2010, 16:28

О любви

"Любовь - это форменная одежда христиан, по которой их отлечить должно от нехристиан. Не надень генерал своей форменной одежды, никто и не подумает, что он генерал. Так и в нас - не имей кто любви, никто, имеющий различать, не признает его христианином: ни Бог, ни Ангелы, ни святые. Люди хотя и будут звать его так, но в этом не будет истины.
...Люби Бога и ближнего - вот и всё! Какой краткий катехизис! Какое несложное законоположение! Только два слова: люби Бога, люби ближнего; даже меньше, - одно слово: люби, потому что, кто истинно любит Бога, тот и в Боге уже любит ближнего, и кто истинно любит ближнего, тот любит уже Бога".

Святитель Феофан Затворник
avatar
Вячеслав

Сообщения : 3
Дата регистрации : 2010-12-13
Возраст : 50
Откуда : г.Рубцовск

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения