Родноверы (неоязычники)

Перейти вниз

Родноверы (неоязычники)

Сообщение автор Денис в Ср Апр 13 2011, 09:48

Учение родноверов




Верования и обряды разных групп родноверов весьма различны, общим является пантеон славянских богов, почерпнутый из академических исследований славянской религии и в особенности монографий Б. А. Рыбакова, равно как и стремление возродить верования древних предков и преклонение перед их мудростью.
Родноверы, близкие к Кругу языческой традиции, не имеют единого мнения по ряду основных догматических вопросов, но видят в этом силу современного язычества. Их мнения по основным вопросам современного язычества собраны в «Изведнике русского язычества» (2003 г.)
Родноверы «Изведника» согласны в главном:

Язычник — носитель языческого мировоззрения или природной веры — это тот, кто ощущает себя частью Природы, живёт в ладу, гармонии с Природой. Ему не надо владеть частью — он сам часть и обладает всем целым. Он признаёт Землю живым организмом, что равносильно признанию её Божественного начала. (Благумил, «Крина»)

Язычники — традиционалисты, они полагают, что в старые времена человечество знало, как жить в гармонии с природой. По их мнению, «славяне должны славить именно своих предков. Исполнять их завет. Возрождать их веру. Любить нашу Землю и Родину». Язычники верят в «разумные Мировые Силы», именуют их Богами.
Кроме того, обращает на себя внимание такой тезис, как утверждение славянами себя «Внуками Дажьбога». Это вполне соответствует культу Предков и отражено в памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»


Пантеон
В силу разобщённости родноверия, пантеоны «различных течений родноверия» могут несколько отличаться, но основная масса родноверов почитает таких славянских богов: Сварог, Дажьбог, Матерь Слава, Перун, Род, Велес, Жива, Коляда, Купала, Лада, Макошь, Марена, Святовит, Стрибог, Чернобог, Ярило.
Надо отличать «традиционное родноверие» от «нео-религий, где современные авторы пытаются создать свою новую веру».


Пример «нео-религии» :

Родноверы «Изведника» чтят Единого Бога-Рода, полагая, что «остальные боги есть лишь лики его, ноумены, воплощения, ипостаси». Но «это — не бог в строгом политеистическом понятии, а понятие, подобное Космосу античных философов». Он — «не хозяин вселенной, а сам и есть вселенная». Большинство родноверов называют этого единого бога Родом, другие Сварогом, третьи — матушкой при-Родой, четвёртые — Триединосущим Великим Триглавом, который «может являть себя как Правь-Навь-Явь; Сварог-Стрибог-Даждьбог; Дуб-Дид-Сноп».
При этом Д. Гаврилов (Иггельд, «Круг Бера») берёт в союзники Гельмольда:

У славян имеется много разных видов идолопоклонства. Ибо не все они придерживаются одних и тех же языческих обычаев. Одни прикрывают невообразимые изваяния своих идолов храмами, как, например, идол в Плуне, имя которому Подага; у других божества населяют леса и рощи, как Прове, бог альденбургской земли, — они не имеют никаких идолов. Многих богов они вырезают с двумя, тремя и больше головами. Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они признают и единого бога, господствующего над другими в небесах, признают, что он, всемогущий, заботится лишь о делах небесных, они (другие боги), повинуясь ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов.

Вопрос о строении славянского пантеона, родственных связях богов порой вызывает трудности в понимании у неофитов:

Много разных споров было, о наших богах, между нами. Новичок задаёт вопрос, про то, к кому обратиться за советом в той или иной ситуации, к Перуну, Ладе, Макоши, или к Роду? Его товарищ объясняет, что если учёный вопрос — то к Велесу, если семейный — то к Ладе. Ну а те, кто изначально были или давно пришли в язычество, понимают, что это условность. (Родослав, МСЯО)

Того же мнения представители украинской так называемой Родной Православной Веры (то есть правь-славящие), которые почитают Единого Бога Рода, как источник всего сущего и несущего, Род проявляется своими нисхождениями в лице Богов и Богинь. Те же, в свою очередь, являются проявлениями трёх состояний вселенной (Рода) — творения, созидания и разрушения. Именно поэтому главное религиозное учение так называемой Родной Православной Веры называется учением о Триглаве, что выражает триединство «Прави, Яви и Нави».[30]
Лев Прозоров, отвечая правь-славящим, отмечает что:

Само же слово «православный» было калькой греческого «ортодокс», в свою очередь бывшего калькой с... иудейского «иехудим», как ни грустно это будет слышать иным «славящим Правь» неоязычникам.


Представления о загробном мире
Рассказы родноверов «Изведника» о загробном мире всегда упоминают Ирий (рай) и Навь. Наиболее развернутую версию даёт Д. А. Гаврилов (Иггельд, «Круг Бера»):

Одни души уходят в навь к Велесу, где этот бог готовит их к новому рождению, где жизненная сила перестраивается им для выполнения новых свершений в будущем согласно замыслу Рода. Если Велес ведает, что никакая перестройка не поможет, то в ипостаси Чернобога он прекращает бытие этой сущности полностью. Другие души, более не нуждающиеся в преобразовании, направляются в правь, светлый Ирий, к вышним богам, на некий иной космический уровень, где участвуют в неведомых нам вселенских процессах, перестав быть тем, чем были прежде.

Триада Явь, Правь и Навь взята из «Велесовой книги», но трактуется Д. Гавриловым (Иггельдом) уже без ссылки на «Велесову книгу» в рамках философии Гегеля как тезис, синтез и антитезис. Уже после издания «Изведника» Д. Гаврилов признал, что термин «правь» не встречается в достоверных источниках и является лексическим нововведением, однако высказал уверенность в том, что «третья составляющая триады» была, но называлась как-то иначе.


Обряды и праздники
Обрядная деятельность родноверов многогранна, как и сам круг обрядов. Обряды внешние — праздные, с привлечением большого количества народа (купальские празднования, проводимые содружеством общин «Велесов Круг» под Малоярославцем собирают до тысячи человек), и обряды внутренние, которые проводят либо лично сами родноверы, либо их малые группы. Напр., первый съезд Круга языческой традиции завершился ритуальным действием на природе: родноверы жгли огни, били в бубны и приносили требы богам, присутствие которых символизировали идолы, а также «причащались» хмельным напитком из круговой чарки.

По мнению «Изведника» практически все языческие объединения России празднуют четыре солярных праздника:
Коляда (зимнее солнцестояние),
Комоедица (Масленица — весеннее равноденствие),
Купала (летнее солнцестояние),
Таусень (Руень — осеннее равноденствие).

Между ними есть промежуточные великие праздники, посвященные богам славян:
Перунов день в конце июля или начале августа,
Мокоши день — в конце октября или начале ноября,
Велесовы дни празднуются 2, 6 января, 17 февраля.

Отмечается день поминовения предков, который приходится на 30 апреля-1 мая и называется Красной Горкой. Язычники отмечают в году не менее пяти таких дней, именуя их Дедами: Вешние Деды, Трояцкие Деды, Дмитровские Деды, Рождественские Деды и т. д.


Календарь
Большинство родноверов использует григорианский календарь. В русском языке названия месяцев восходят к латинским, однако в некоторых славянских языках названия месяцев имеют славянские корни:



Полагая, что эти названия сохраняют древние названия месяцев, родноверы именуют месяцы «по-славянски», следуя, например, реконструкции А. А. Добровольского (Доброслава). Существует несколько вариантов выбора календарного отсчёта. Наиболее распространённая — это 2409 год до н. э., то есть от легендарного основания Словенска Великого, реже — от исхода славян из Арконы.

Наиболее радикально славянский календарь реконструировали инглинги, на самом деле не имеющие никакого отношения к родноверию и не признаваемые за единоверцев ни одним крупным родноверческим объединением, но полагающие, что календарь перенят древними римлянами от более древних славян и лат. calendarium восходит к славянскому «Каляды дар».


Символика
Каждая община имеет свою символику. У русских родноверов наиболее употребляемым символами являются восьмилучевая или шестилучевая свастика, направленная по часовой стрелке и потому символизирующая восходящее солнце. Восьмилучевой Коловрат (колядник) используется, например, на эмблеме ССО, вместе со сдвоенной гипотетически существовавшей славянской руной «Сила».






Отношение к неоязычеству в Русской православной церкви

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии Архиерейского собора 2004 года в своём выступлении назвал распространение неоязычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом и «другими губительными явлениями современности». В связи с этим Круг языческой традиции направил в Священный Синод Русской Православной Церкви открытое письмо, которое было передано 18 октября 2004 года в ОВЦС Московского Патриархата. В этом открытом письме говорилось о недопустимости заявлений, задевающих честь и достоинство современных язычников и нарушающих законы «О свободе совести и о религиозных объединениях» и «О противодействии экстремистской деятельности».
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в интервью 2009 года заявил, что Дьявол являлся народам различным образом - например, через языческих богов. Также он назвал язычество заблуждением, через которое люди бессознательно и неразумно поклоняются тёмной силе.


Последний раз редактировалось: Palatinus (Ср Апр 13 2011, 10:23), всего редактировалось 1 раз(а)

_________________
"Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое"
(Втор.30:19)
avatar
Денис
Admin

Сообщения : 62
Дата регистрации : 2010-12-05
Возраст : 37
Откуда : Святая Русь

http://palatinus.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Родноверы (неоязычники)

Сообщение автор Денис в Ср Апр 13 2011, 09:49

Велесова книга



Сейчас стало распространяться новое учение. которое называет себя "родноверием". Пытаюсь разобраться что там и откуда, ибо у меня подозрения, что учение возникло в 20 веке. Меня отправили как к источнику родноверия к Велесовой книге, но была разочарована, никто из ученых не подтверждает подлинность книги, да и свидетелей находки нет, много противоречий. Вот материал из Википедии:

"Ве́лесова кни́га (Книга Велеса, Влес книга, Влескнига, Дощечки Изенбека, Дощьки Изенбека, Veles Book, Vles Book) - письменный текст, впервые опубликованный в 1950-е годы Ю. П. Миролюбовым и Ал. Куром в Сан-Франциско, списанный Миролюбовым, согласно его рассказам, с утерянных во время войны деревянных дощечек. Содержит предания, молитвы, легенды и рассказы о древней славянской истории примерно с VII в. до н. э. до IX века н. э. Большинство академических исследователей - как историки, так и лингвисты - полагают, что это фальсификация, написанная в XIX или ХХ веках и неудачно имитирующая древний славянский язык. Первоначально публиковалась под названием Дощьки Изенбека, название В(е)лесова книга дано по первому слову на дощечке 16 и связано с именем славянского бога Велеса.



Письменность книги

Весьма необычен для предполагаемого региона и времени материал письма - тонкие выпиленные дощечки (а не береста или церы на деревянной подложке, где текст располагался не на дереве, а на воске). В отличие от большинства известных древних рукописей на дереве, дощечки были тонкими (0,5 см), размером 20 на 30 см и разлинованы с двух сторон; эти параметры, по мнению некоторых критиков, способствовали бы хрупкости и раскалыванию материала ещё в древности.

"Велесова книга" написана особым алфавитом, представляющим собой вариант кириллицы с некоторыми не свойственными ни кириллице, ни греческому алфавиту начертаниями отдельных букв. Этот алфавит, известный только по "фотографии" одной дощечки и описаниям Ю. П. Миролюбова, сторонники подлинности текста называют "в(е)лесовицей". Для каждой строки была проведена горизонтальная линия (как в индийском письме деванагари), под которой шли "прикреплённые" буквы. Само существование докирилловского письма -"протокириллицы", а также "протоглаголицы" - изучалось дореволюционными и советскими учеными, но убедительных фактов о наличии такой письменности обнаружено не было (см. Славянские руны).



Лингвистический анализ

Был проведен Л. П. Жуковской по тексту "фотографии" дощечки 16, а затем наиболее развёрнуто проведён О. В. Твороговым и А. А. Алексеевым по материалу всего памятника. Их аргументы вкратце таковы. "Влесова книга" пользуется несомненно славянской лексикой и территориально приурочена в основном к восточнославянской территории; однако её фонетика, морфология и синтаксис (достаточно хаотичные и без строгих правил) решительно не соотносятся с тем, что известно сравнительно-историческому языкознанию о древнейшем состоянии славянских (и восточнославянских в частности) языков и наречий в такую эпоху, как IX век, незадолго до первых известных славянских памятников.

"Влесова книга" выдаётся за текст, написанный до того, как у славян появились глаголица и кириллица. В то время в позднепраславянском бытовали только открытые слоги, носовые гласные, в глаголице и кириллице обозначенные впоследствии как юс большой и юс малый, особые гласные звуки, обозначавшиеся затем буквами ять, Ъ, Ь; после мягких согласных могли следовать только определённые гласные звуки, а после твердых, наоборот, другие. Были и иные особенности фонетики и морфологии, позднее исчезнувшие или изменившиеся по разным языкам. Но орфография "дощечек" показывает, что тот, кто их написал, не умел обозначать носовые: он воспроизводил их в соответствии с тем, как это гораздо позже делалось в польском языке; в то же время на "дощечках" есть места, показывающие изменения, которые позднее произойдут в сербском, хотя эти процессы взаимоисключают друг друга; в ряде случаев, наоборот, носовые выступают там, где этимологически их не было вообще (например, ренбы 'рыбы'). Во "Влесовой книге" отражено смешение Е и ять, хотя такая графика ("бытовая") известна в надписях и берестяных грамотах лишь с рубежа XI и XII в., а фонетическое смешение началось ещё позже; отвердение шипящих и Ц - процесс ещё более поздний в славянских языках. Формы Влесовой книги вроде щас 'час', щистый 'чистый' образованы по аналогии с парами свеча~свеща, горячий~горящий, ночь~нощь, отражающими различие между древнерусским и старославянским рефлексами; но в действительности в начале слова такого соответствия не было, и во всех славянских языках здесь было представлено (как и сейчас) такое же ч-, как и в русском. Формы вроде пшебенде "пребудет" ориентированы на современный польский язык, но произношение prz- с шипящим начинается не ранее XIV века и ранее в других славянских языках не отмечено.

В древних славянских языках глагольная морфология чрезвычайно развита и располагает большим количеством чётко различимых категорий имени и глагола, в синтаксисе представлены чёткие правила согласования. Во Велесовой книге приведена глагольная форма бя вместо существовавшей бѣ, есе вместо еси (или иных форм глагола быти, ожидавшихся по контексту), широко представлена этимологически невероятная форма на -щехом, сочетающая суффикс причастия и окончание аориста; при слове женского рода употреблено числительное в мужском роде (и вообще не удаётся выделить чётких правил согласования по числу, лицу и т. п.); имеется ряд нелепостей (не образующих какой-либо правильной системы) в склонении существительных, в образовании причастий и т. п.



Версии о происхождении Велесовой книги

Академическая наука считает Велесову книгу подделкой на основании экспертизы Л. П. Жуковской и критической статьи О. В. Творогова. Л. П. Жуковская связала подделку с именем собирателя и фальсификатора славянских древностей А. И. Сулакадзева, жившего в начале XIX века. Сулакадзев имел своего рода "музей", в котором хранились и подлинные рукописи (нередко со вставками на полях самого фальсификатора), и подделки, изготовленные им самим. В каталоге своего собрания рукописей Сулакадзев упоминает источники, вырезанные на досках, например "предревний" синодик. Там же числится сочинение "Патриарси [патриархи]. На 45 буковых досках Ягипа, Гана, смерда IX в." Велесова книга состоит из меньшего числа дощечек, но время, к которому отнесёна деревянная книга в обоих случаях, совпадает. О. В. Творогов предположил, что текст Влескниги был подделан самим Ю. П. Миролюбовым в 1950-х в целях подтверждения его научных штудий.

В безусловной подлинности Велесовой книги убеждены неоязычники-родноверы. Среди сторонников её подлинности есть ряд учёных-славистов, в частности, Ю. К. Бегунов и Р. Мароевич. Своеобразную позицию занимает украинский славист Б. И. Яценко, считающий, что Велесова книга была создана не в Новгороде, а в Полесье, позже того времени, которым её обычно датируют сторонники подлинности, а дошедший до Миролюбова список относится к XVII веку. Версия Яценко отчасти объясняет некоторые фонетические странности Велесовой книги, однако никак не комментирует отмеченные критиками особенности морфологии и синтаксиса, а также необычность создания копий языческого текста докириллическим письмом на дощечках в такую эпоху, как XVII в."

_________________
"Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое"
(Втор.30:19)
avatar
Денис
Admin

Сообщения : 62
Дата регистрации : 2010-12-05
Возраст : 37
Откуда : Святая Русь

http://palatinus.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения